Интервьюер: критерии отбора для качественного исследования

Существует распространенное мнение, что интервьюеры – чернорабочие маркетинговых исследований, своеобразный «передаточный механизм» между опрашиваемыми и компанией. Если так, то вопрос правильного отбора интервьюера не возникал бы: каждый, кто заинтересован в дополнительном заработке, мог бы легко справиться с этими обязанностями. Но насколько можно полагаться на результаты таких опросов?

Вы собираетесь провести опрос потребителей или клиентов компании для того, чтобы узнать мнение о товаре или о претензиях к обслуживанию? Во многом результаты исследования зависят от тех, кто непосредственно будет задавать людям вопросы.

Без преувеличения можно утверждать, что работа интервьюеров - фундамент маркетинговых исследований. На результатах опроса основываются дальнейшие выводы маркетологов и разработка маркетинговой стратегии. А от кого зависят результаты опроса? Правильно, от интервьюеров!

Именно они непосредственно контактируют с первичными данными и могут, осознанно или нет, искажать или недополучать реальную информацию. Как правильно отбирать интервьюеров, чтобы потом не сомневаться в полученной статистике? Надо придерживаться определенных критериев.

Выясните у кандидата, насколько важен для него материальный фактор

Хороший интервьюер должен быть немного идеалистом. Основным мотиватором для него должна выступать возможность пообщаться с людьми и узнать что-то новое. Поэтому, на самом деле, студенты – плохие интервьюеры. Их интересует только заработок и возможность поскорее освободиться. Даже если студент не рискнет сфальсифицировать результаты, то может сократить процедуру  или перефразировать вопрос.

Коммуникабельность кандидата

Чередуйте организационные вопросы с личными. Если человек не особо идет на контакт с Вами, потенциальным работодателем, вряд ли он будет вести себя иначе «в поле». Спросите себя, расположил бы Вас к общению такой человек? Тут важны такие факторы, как личное обаяние и хорошие манеры: интервьюер должен вызывать симпатию, чтобы получить искренние ответы.

Ответственность кандидата и его готовность действовать по инструкции


Вы можете проверить, беседовал ли Ваш работник с респондентом: несложно перезвонить по указанному в анкете телефону. Но проверить, как именно проводился вопрос, практически невозможно. Задал ли интервьюер все вопросы или только половину? Не подталкивал ли он к ответу? Не исказил ли суть вопроса? Не комментировал ли он само исследование (упали продажи, вот и хотим узнать почему)?

Единственный способ обеспечить качество опроса: выбрать ответственного интервьюера. Как ни странно, идеальный кандидат – это не студент, а человек предпенсионного возраста: обстоятельный, неторопливый и уважающий инструкции. Предпочтение стоит отдать женщинам, поскольку они более внимательны к словам и различают нюансы формулировок вопроса.

Интеллект кандидата

Если респонденту нужно выбрать ответ из предложенных вариантов или ответить «да» или «нет», интеллект интервьюера не так и важен. Но если интервьюеру предстоит записывать ответы за опрашиваемым, желательно, чтобы он обладал гибкостью мышления и мог уловить суть ответа или пожелания человека. Респондент не обязан внятно формулировать ответы, эта обязанность падает на интервьюера.

Терпеливость кандидата и готовность доводить дело до конца

Главная задача любого опроса – построить исследование на репрезентативной выборке. То есть если опрашиваются покупатели супермаркета, то интервьюер должен узнать мнение представителей всех полов, всех возрастов, всех социальных групп или просто предлагать анкету, к примеру, каждому десятому.

В отборе респондентов должна быть соблюдена определенная система, иначе на результатах опроса нельзя будет делать правильные выводы. Интервьюер должен до последнего соблюсти эту систему, а это под силу только по-настоящему выдержанным людям.

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «