Учимся слушать собеседника, чтобы услышать его

Вся наша жизнь - это бесконечный процесс обмена информацией: мы что-то говорим, нам о чем-то говорят. При этом считается, что мы почти всё слышим и нас тоже слушают. После интересного разговора вы уверены, что услышали то, что хотел сказать собеседник? А он услышал вас? И вы когда-нибудь задумывались, почему в русском языке процесс слушания обозначают два разных слова - "слушать" и "слышать"?

Оказывается, так в нашем языке закладывается понимание разной эффективности слушания - значит, уже изначально признается важность этого процесса.

Критерий успешности общения

Когда люди рассуждают об успешности общения, как правило, основной акцент делают на умении говорить с собеседником. "Умение вести разговор - это талант", - писал Стендаль. Действительно, готовясь к встрече, мы часто обдумываем, что мы скажем и как. Однако передать собственную информацию партнеру - это только половина грамотной коммуникации. Порой важнее уметь слушать другого человека, особенно если вы хотите понять его. Не случайно, одним из характерных личностных качеств выдающихся стратегов всех времён - прославленных ученых, полководцев, политиков и педагогов - называют умение слушать.

Умение слушать: необходимые навыки

Для начала научимся внимательно молчать, когда говорит собеседник, не вмешиваться в его речь своими замечаниями. Это особенно важно в случаях, когда партнер по общению горит желанием обсудить наболевшие вопросы, проявляет гнев, горе или безграничную радость. Здесь допустимы ответы-комментарии типа: "Вот это да!", "Как интересно!", "Да что Вы?!" и т.д.

Следующий важный момент - приучим себя разбираться в смысле поступающих сообщений. Вы должны понять, какое значение вкладывает собеседник в ту или иную фразу. Для этого будем использовать специальные приёмы обращения к собеседнику посредством фраз типа: "Что Вы имеете в виду?", "Уточните, пожалуйста…", "Если я Вас правильно понял, вы сказали…", "По Вашему мнению …" и т.д.

В общении, как правило, необходимо умело сочетать оба этих навыка. И сразу скажу - при всей их кажущейся простоте, на практике это сделать не так легко. Но пусть вас укрепляет мысль, что неумение слушать часто приводит к невольному искажению смысла информации с обеих сторон, а в итоге мы получаем недоразумения, обиды и даже конфликты.

Препятствия в общении: неправильное поведение и его преодоление


Человек, который не умеет слушать, ведет себя, например, таким образом: то и дело перебивает собеседника, причем часто люди делают это неосознанно. Интересно, что чаще всего родители перебивают детей, руководители - подчиненных, а мужчины - женщин. В итоге, говорящий может потерять ход мысли, и важная информация просто не поступит!

Также неумеющий слушать человек возражает раньше времени, так как не слушает, а заранее формулирует свой ответ и готовится скорее высказаться. Увлекаясь отстаиванием своей точки зрения, может не заметить, что собеседник предлагал то же самое!

Человек, который не слушает, делает поспешные выводы, а это заставляет его партнера по общению уйти в глухую оборону - и вот уже готово препятствие для взаимопонимания!

Вдобавок такой человек любит давать непрошеные советы, за которыми чаще всего не последует реальная помощь. И здесь как раз уместно сказать - постарайтесь определить, чего ожидает собеседник от данной ситуации общения - конкретной помощи или просто возможности обсудить проблему, "проговорить" её.

Может, Вы узнали в этом человеке себя или обнаружили пару схожих характеристик? Не беда - просто будьте готовы поработать над своим умением слушать, конечно, если вы хотите слышать…. В начале этого непростого, но увлекательного пути, хочу пожелать терпения. И помните, кто-то из мудрых сказал "Речь – удел человека, молчание – удел Бога. А потому мы должны постигнуть оба искусства"!

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «