Стадии роста при изучении иностранного языка

В предыдущей статье мы «ходили» по лестнице, повышая тем самым нашу способность к обучению и разбирали, что такое процесс обучения. Сегодня предлагаю посмотреть, какой же путь к знаниям предпочтительнее - напрямую, быстро и бегом, или же пусть вкруговую, но спокойно и с расстановкой?

В этой связи мне вспомнился вот такой эпизод. Много лет назад я была на учебе в Германии. Здание Гете-Института располагалось высоко на горе. Каждое утро многочисленная интернациональная команда (участники самых разных возрастов, от 17 до 70 лет) взбиралась по короткому, но очень крутому пути к знаниям. Догадаться не трудно, в каком физическом состоянии эти знания затем поглощались. Но некоторые сокурсники, из породы «умный в гору не пойдет», не пользовались короткой дорогой, а шли серпантином. На занятиях они естественно были fit und flexible (в отличной форме). А один из этих малочисленных некоторых, врач по профессии, с удивлением смотрел на «скалолазов» - сердце ведь не берегут!

Уровни некомпетентность и ее примеры

Итак, изучая иностранный язык, оставляем нетерпеливым короткий путь и по совету того самого врача не будем в нашем обучении одолевать одним махом целый пролет лестницы. Процесс обучения долгий (лестница длинная) и, поднимаясь наверх, вы будете неоднократно проходить следующие стадии роста:

1. Бессознательная некомпетентность.

2. Сознательная некомпетентность.

3. Сознательная компетентность.

4. Бессознательная компетентность.

В качестве примера используем велосипед.


1. Когда-то мы не знали, что такое велосипед, не умели на нем ездить и даже не задумывались, что не умеем этого делать. Это и была первая стадия: «бессознательная некомпетентность».

2. Затем пришел черед второй стадии, когда мы осознали, увидели, что многие люди умеют ездить на велосипеде, а мы - нет, то есть мы были еще в этом некомпетентны, но уже понимали: хотим научиться!

3. На третьей стадии мы учились и научились ездить на велосипеде, становясь компетентными, но делали это осознанно, слишком напряженно, под самоконтролем.

4. Наконец, приходит время, когда мы даже не замечаем, как крутим педали, действуем автоматически, наслаждаясь скоростью и ветром в лицо. Вот она - «бессознательная компетентность»!

Преодоление некомпетентности

Так и в изучении иностранного языка - последняя стадия показывает, как высоко можно взлететь, если осилить первые три. Самая трудная - вторая стадия, так как достигнув именно ее, большинство опускает руки, бросая дальнейшее изучение языка. Однако даже если вы осознаете, что еще не владеете языком так, как кто-то другой, это должно быть не поводом для разочарования в себе (и уж тем более не поводом бросить учить язык), а стимулом. Ведь если другие могут - смогу и я, а, значит, достигну и третью, а затем и четвертую стадии.

Скорость обучения и эффективность

Не забывайте про скачкообразность обучения. Особенно цените моменты кажущегося «застоя»: мозг работает на «горизонтали» не менее продуктивно и полезно, аккумулируя энергию для следующего «подъема». Чтобы довести свои навыки до автоматизма, нужно постоянно тренироваться и ориентироваться на содержание учебы, а не на скорость продвижения наверх.

Продолжайте осваивать велосипед и вы достигните высшей стадии «бессознательной компетентности».

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «