Пишем рекомендательное письмо: 5 главных правил

Часто в заключительной части резюме пишут «Reference available upon request», то есть «Рекомендации будут предоставлены по первому требованию». Рекомендательные письма – очень важная составляющая в деловом мире.

Их надо уметь не только писать, но и отличать хорошую рекомендацию от плохой. Обычно, если работодатель заинтересовался Вашей кандидатурой, то он может запросить у Вас рекомендательные письма или имена людей, у которых их можно получить.

Правило № 1. Описать профессиональные качества

Помните о цели рекомендательного письма – рекомендовать желающего получить работу. Описать главные достоинства – это хорошо, но лучше все-таки сосредоточиться на профессиональных качествах. Таким образом, человек, дающий рекомендацию, должен подтвердить ваш успешный опыт работы, описанный в резюме и сказать то, что Вы не написали. Например, насколько Вы скрупулезный и педантичный работник или наоборот, что Вы творческая неординарная личность с чувством ответственности.

Правило № 2. Кто может дать рекомендацию

Знайте, что сказать, а что опустить в Вашем рекомендательном письме. Необязательно рекомендацию должен давать человек, у которого Вы работали. Если у Вас был конфликт с бывшим работодателем, то лучше найти другого человека, который напишет или подпишет вашу характеристику: Это может быть бывший сотрудник, который работал с Вами и знает Вас как опытного профессионала.

Правило № 3. Как правильно составить рекомендацию?

Придерживайтесь тех постулатов, которые существуют в деловой переписке. Рекомендательное письмо – очень важный документ. В англоязычных странах он используется достаточно давно, и есть правила, которых надо придерживаться. Независимо от того, Вы кого-то рекомендуете или кто-то рекомендует Вас, в этом письме должно быть две части. Во вступительной части нужно указать, сколько Вы знакомы с человеком – объектом рекомендации, и о каких его достижениях Вы знаете.


Во второй части надо написать, рекомендуете Вы этого человека или нет. Желательно аргументировать Ваши пожелания. При этом в письме обязательно должно быть название («Рекомендательное письмо»), заголовок, текст, печатка (это необязательный элемент) и подпись.

Правило №4. Формуляр для рекомендателя

Обычно, если фирма достаточно долго на рынке, то она запрашивает только имена и контакты людей, которые могут дать рекомендации. Именно им и присылают формуляр анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества с разными вариантами ответов. Рекомендателю надо только отметить те пункты, которые соответствуют действительности. Это могут быть «Professional knowledge» («Профессиональные знания»), «Practical skills» («Практические навыки»), «Thinking abilities» («Умственные способности»), «Initiative» («Инициативность»), «Sociability» («Общительность»), «Qualities of a leader» («Лидерские качества»), «Stress reaction» («Реакция на стресс»), «Appearance» («Внешний вид»), «Characters» («Характер»), «Type of psychology» («Психологический тип»), «Reaction to criticism» («Реакция на критику») и другие пункты. Кстати, это можно использовать при написании традиционного рекомендательного письма.

Правило №5. Объем письма

Рекомендательное письмо должно содержать не более одной страницы. Коротко и четко должны быть описаны все достоинства, легко очерчены некоторые негативные стороны и в конце обязательно должна быть упомянута фраза «I recommend» («Я рекомендую») или «I can recommend» («Я могу рекомендовать») такого-то человека на эту должность или для участия в этом проекте.

Таким образом, рекомендательное письмо – это ваша визитная карточка для работодателя или менеджера по проекту. Позаботьтесь о рекомендациях от людей, в которых Вы уверены.

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «