Изучение языка: студенты-заочники как пример для подражания

В этой статье мне хотелось бы продолжить важную и нужную тему возраста при изучении иностранных языков. Давайте рассмотрим некоторое, так сказать, практическое применение возраста на примере студентов, обучающихся на заочном отделении.

Уже много лет я работаю с группами студентов-заочников и с интересом наблюдаю за этой совершенно особенной категорией учащихся. По понятным причинам эти группы всегда очень «разношерстные»: по возрасту (от 17 до 50-ти с небольшим), образованию, уровню иностранного языка, профессиональной деятельности, целям. Но независимо от различий объединяет их всех одно - финиш. Чтобы получить зачет или сдать экзамен, необходимо осилить определенный объем грамматики, чтения, перевода, сделать обязательные контрольные работы.

Учебная нагрузка у заочников

А чтобы добежать до финиша отводится 2-3 недели, около 30-ти академических часов (сравните: у студентов дневного отделения на ту же программу - 2 семестра и порядка 80-100 часов.) Ситуация очень непростая, даже можно сказать жесткая, если учесть, что параллельно с иностранным языком студентов накрывает лавина из лекций, семинаров, лабораторных, курсовых работ по остальным предметам. Однако почему-то очень часто именно иностранный язык вызывает у студентов наибольший стресс. Внимательно изучая эту из года в год повторяющуюся ситуацию, прихожу к выводу, что особенно на первых занятиях существенную роль играют возрастные различия и связанная с ними умственная и особенно психологическая напряженность.

В общих чертах можно отметить, что в начале курса обучения лидируют, даже несколько подавляя, вчерашние школьники, в то время как их одногрупники постарше еще запускают двигатель - разогреву мешают подзабытая школярская сноровка, неуверенность, смущение за прожитые годы, «комплекс седины». Но постепенно «команды» выравниваются, и на финише, как вы уже догадались, «старая гвардия» оставляет «молодую» далеко позади. Почему?

Преимущества учащихся постарше


Возрастные учащиеся на основании своего жизненного опыта и своей связанной с этим установкой, настроем на учебу, а также большей заинтересованностью на занятиях, часто более активно, а значит, более успешно участвуют в учебном процессе, чем их молодые коллеги. Молодые люди, хотя еще и не растеряли школьные познания, сталкиваясь с каким-либо непониманием, складывают крылышки, теряют внимание, отключаются, занимаются посторонними делами. Кроме того, часто еще и из-за небольшого жизненного опыта они испытывают трудности в тематических областях, а также в распознавании связей с другими аспектами.

А вот их старшие сокурсники не боятся признаваться, что чего-то не знают или не помнят, хотя через пару занятий они с удивлением замечают, как много знают и сколько всего вспоминается! Они с удовольствием «просыпаются», вспоминают иностранный язык, задают вопросы по существу, напрягают и задействуют все силы, радуются каждому маленькому успеху и увлекают своим энтузиазмом молодежь. Однако эти позитивные эффекты иногда становятся ограниченными у возрастных учеников. Иногда опыт, уже известные знания, привычная и отработанная схема поведения могут помешать постигать новое, в данном случае иностранный язык. И вот здесь уже молодежь со своей легкостью в стремлении к неизведанному является хорошим примером и играет объединяющую роль.

А самое главное, что  подкупает и стимулирует меня при работе со студентами-заочниками, что все они, и молодые и не очень, не просто хотят получить знания, их цель - научиться приобретать знания, то есть научиться учиться. Пусть же сотрутся возрастные границы, потому что возраст - это всего лишь количество цифр в анкете. Надо твердо верить - возрастного ценза на учебу не существует.

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «