Карьера: от специалиста до руководителя

Что значит «делать карьеру»? Все ли, кто работает, делают карьеру или нет? Все ли карьеры одинаковы? Профессиональные рекрутеры этим термином обозначают «траекторию» работника в трудовой деятельности. В этой статье я рассмотрю аспект этой траектории, связанный с развитием, поступательным движением. Вариант работы в 27 местах грузчиком карьерой считать не будем.

Сейчас принято разделять следующие виды карьеры:

  • профессиональная
  • вертикальная
  • горизонтальная
  • центростремительная

Вертикальная - стать начальником, руководителем (в русском языке эти слова близки по значению, однако есть оттенки смысла), то есть тем, кто руководит другими.

Горизонтальная - перемещение внутри или вне компании на должности того же уровня, если это ведет к расширению компетенций.

Центростремительная - приближение к центрам силы, повышение статуса, влияние на принятие решений.

Профессиональная - развитие профессиональной компетенции. Владимир Тарасов, основатель Таллиннской школы менеджеров, называет ее «горизонтальной карьерой», описывая это так: «Можно прыгать, стараясь подпрыгнуть повыше и сорвать «плод», а можно строить себе «помост» из профессиональных компетенций и спокойно взять этот «плод».

Профессиональные компетенции: специальные и управленческие

Здесь полезно разделить профессиональные компетенции на специальную и управленческую, которая является общей для различных специальностей. Для примера соотношения данных компетенций приведу таблицу:

Специальная компетенция

  • «Партийная номенклатура»
  • Профессиональные управленцы – «нам все равно чем управлять»
  • Генеральные конструктора
  • Главврачи
  • Руководители научных центров

Начинающие карьеристы: молодые специалисты и начинающие руководители

  • Ученые, писатели
  • «Звезды» - исполнители
  • Специалисты высокого класса

 


 

Управленческая компетенция

 

Пирамида потребностей Маслоу

Что влечет людей на путь «карьеризма» во всех смыслах этого слова? Согласно определению в начале статьи можно сказать следующее - сделать карьеру стремятся люди, которые хотят большего, которые желают изменить свою жизнь к лучшему. При всем многообразии мотивов наглядную картину можно получить, опираясь на пирамиду потребностей Маслоу (смотрите картинку - нажатием мыши Вы можете ее увеличить).

В реальности эти типы карьер существуют в диалектическом единстве. Перефразируя Карла Маркса: «Каждый следующий уровень потребностей вызревает в недрах предыдущего». Если же последовательность этих уровней обрывается, наступает так называемая демотивация - реализованный уровень уже не мотивирует, пока снова не окажется неудовлетворенным (что нередко случается при сильной демотивации), а следующего просто нет.

Двигаясь вверх по карьерной лестнице, человек сталкивается с более сложными задачами и требованиями и в какой-то момент с ними не справляется - так гласит известный «принцип Питера». Но если следовать совету В. Тарасова и идти путем развития профессиональной компетенции (в том числе и управленческой), можно избежать этого печального итога. Ведь такой профессионал всегда «твердо стоит на ногах», не «отрываясь от земли».

Так как же сделать карьеру?

И все таки - с чего начать? Что главное, без чего нельзя стать руководителем или специалистом? Для специальных областей такие требования известны: в каждой области они свои. А для «общей управленческой» такой ответ тоже есть: определяющая компетенция, или по-старому способность, для руководителя - это требовательность, то есть способность требовать от других людей выполнения своих распоряжений (определение В. Тарасова). Или в более прямой форме: способность эксплуатировать себе подобных, как пишет в своей книге «Вы или вас: эффективная эксплуатация подчиненных» Александр Фридман, известный бизнес-консультант в РФ и других странах СНГ.

Без требовательности руководитель не может решать свою основную задачу - достижения результата, нужного для компании. Поэтому позиция руководителя любого ранга заключается в следующем: вся его деятельность направлена на реализацию интересов компании. Эти интересы одновременно и едины, и антагонистичны интересам сотрудников. Без компании сотрудник превращается в безработного, компания без сотрудника - в пустое рабочее место. Именно это противоречие является движущей силой союза работника и работодателя, называемого в повседневности «работа». Согласовать эти интересы, запланировать и реализовать общий план их достижения - и сеть базовая задача руководителя.

Желаю каждому, кто решил стать на этот путь, вдохновляющих успехов! Надеюсь, мои советы будут полезны, и если возникают вопросы, а тем паче возражения, рад буду на них ответить.

Оцените статью: 
1

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «